Как собрать красивый кадр без помощи профессионального фотографа

Делая фотографии для своего сайта, многие сталкиваются с удивительной проблемой: и света достаточно, и камера достойная, но снимки получаются скучными и невыразительными. Даже самые интересные вещи на фото выглядят скучными, смотреть на них не интересно, а значит, и покупать их в интернет-магазине нет никакого желания. 

Действительно, наличие хорошей камеры и поставленного света — это всего лишь техническая часть фотографии, это фактически бездушный инструментарий, который не имеет смысла без художественного вкуса фотографа. Многие любители, блогеры или владельцы сайтов не могут похвастаться шикарной фото-аппаратурой, но при этом на их страничках всегда можно найти сочные и яркие снимки просто потому, что эти люди владеют секретами построения композиции.

Дигибу разложил по полочкам основные приёмы при подготовке к фотосъёмке.

Что такое композиция в общем понимании? Это некий инструмент осмысления и передачи реальности. С её помощью вы показываете другим то, что видите сами. Соответственно, если композиция ясная и логичная, то и мысль свою до зрителя вы донесёте без искажений. 

Секреты правильного построения композиции вполне можно описать простыми словами, что позволит даже неопытным фотографам, таким как мы с вами, делать интересные фотографии для сайта без длительной практики. Главное — много экспериментировать, не бояться ошибаться и следовать нашим полезным советам. 

Линейная перспектива

При съемке любой фотографии вступает в игру чистая геометрия. Наш глаз привык к перспективе, к трехмерной картинке, а фотографии перед нами — чистой воды двухмерные изображения. Потому предметы, снятые прямолинейно, кажутся нам грубыми и невыразительными. 

Взгляните на эту фотографию и убедитесь сами. Какое изображение автомобиля даёт вам наиболее целостное и гармоничное представление о его внешнем виде?

Иными словами восприятие любого изображения прямо или косвенно будет основано на линейной перспективе. Учитывайте это, когда будете готовить фотографии для своего интернет-ресурса.

Выбираем формат кадра

С форматом кадра все более-менее просто. Если вы снимаете спокойные и гармоничные сюжеты, которые не стремятся вырваться за свои рамки, используйте квадратный снимок. Например, если вы фотографируете что-то неодушевленное: посуду, мебель, еду или любой другой предмет.

Если в сюжете есть скрытая динамика, какой-то потенциал, стремление, то делайте вертикальный кадр. Для него лучше подходит съёмка моделей одежды, букетов цветов, гаджетов и т. п.

При съёмке динамичных сюжетов, в которых много движения, используется горизонтальный кадр. С его помощью запечатлевают спортивные предметы, транспорт, движущихся людей, животных и всё, что стремится прямо сейчас покинуть наше поле зрения.

Выделяем «главного героя»

Следует помнить, что на снимке главное действующее лицо должно быть одно. Всё остальное — всего лишь декорации. Лишних деталей должно быть как можно меньше. Снимая товар для своего сайта старайтесь, чтобы все дополнительные элементы его дополняли, а не отвлекали на себя внимание. Сделать это можно с помощью нехитрых приёмов, мы перечислим три самых доступных.

1. Выносим объект на передний план. Это самый простой способ: всё, что находится прямо перед нами, автоматически привлекает наше внимание.

Бокал с коньяком на этом фото находится прямо у нас под носом, трудно его не заметить.

2. Объект занимает большую часть кадра. Основное внимание мы будем тратить на предмет, который занимает половину или больше половины картинки. Вот как, например, эта чашка кофе:

Не смотря на то, что в кадре мы видим печенье, ложечку, блюдечко, первое, что бросается в глаза — это именно чашка кофе.

Вот ещё подобный пример:

Круассан, тростниковый сахар, кофейные зерна, салфетка — всё это мы видим уже во вторую очередь, потому что основной взгляд падает на чашку.

3. Объект в центре композиции. Данный приём лучше использовать, если вы снимаете монументальные и немобильные предметы, например, мебель или какие-то неподвижные аксессуары. 

Обратите внимание, даже в этом случае объекты не просто находятся строго в геометрическом центре кадра, а пересекают его, перемещаются в видимом пространстве. Этот прием кроется в классическом правиле «золотого прямоугольника» или в принципе золотого сечения. 

Смысловой центр композиции

Среди фотографов и художников существует чёткое понимание того, что картинка не рассматривается зрителем строго равномерно. Точки внимания далеки от геометрического центра кадра, а человеческий взгляд предпочитает скользить по изображению небрежно, обходя центр кругом. Потому художники уже многие столетия пользуются математическими понятиями о золотом сечении.

Так называемый «золотой треугольник» в кадре построить очень просто: проведите воображаемую диагональ между верхним и нижним углами снимка, затем на неё с противоположных углов опустите перпендикулярные линии. Всё, что находится на пересечении этих линий, всегда попадет в центр внимания зрителя.

Особенно наглядно этот способ можно продемонстрировать в портретах и натюрмортах.

Другой способ найти золотое сечение в кадре — мысленно разделить кадр на прямоугольники таким образом, чтобы отношение целого кадра к большей части равнялось отношению большей части кадра к прямоугольнику. Визуально у вас получится девять отрезков снимка, которые сформируют композиционные точки. На эти точки и следует опираться при продумывании композиции.

Всё, что находится на указанных линиях, попадет в наше поле зрения и выглядит, как гармоничное пространство. Всё, что оказывается в пустотах, будет восприниматься уже во вторую очередь. Стремитесь распределять сюжетно-важные элементы согласно этой геометрии, тогда вы сможете избежать хаоса в кадре и организовать внимание зрителя.

Всегда стоит помнить:

В творческом процессе, особенно в таком увлекательном и доступном, как фотография, очень важно выдерживать равновесие. Не «заваливайте горизонт» лишними деталями, не щёлкайте кадры «в лоб», избегайте перегрузки линиями, выбирайте разные ракурсы. 

Часто, особенно в первое время, вам будет сложно сразу понять, что будет лишним, а что подчеркнёт вашу композицию. Здесь здорово пригодится возможность цифровых камер сразу показать отснятый материал. Внимательно отсматривайте кадры, выделяйте удачные, а неудачные удаляйте сразу. Так вы сможете не просто создать отличные фотографии для сайта, но и выработать свой собственный художественный стиль, который выделит вас и вашу работу из множества похожих друг на друга аналогов.

  • Beata Sakcharova

    В общем-то, прописные истины известные каждому фотографу...

  • df

    ghg