Алексей Винокуров об ошибках стартапа «CS-Cart»

Начать бизнес нелегко, даже когда есть опыт, ресурсы, связи. И уж тем более непросто запустить стартап «с нуля». На пути к успеху можно допустить все мыслимые и немыслимые ошибки, ведь без опыта и грамотных подсказчиков решения принимаются интуитивно. Интуиция в бизнесе играет значительную роль, но знания основных правил игры помогут добраться до цели с меньшими потерями.

Алексей Винокуров рассказал Дигибу о своих ошибках при запуске и развитии движка для интернет-магазинов CS-Cart.

Алексей Винокуров

Алексей Винокуров

Сооснователь и исполнительный директор CS-Cart. В 2005 году в составе команды из трёх человек запустил проект по созданию CMS для интернет-магазинов. Сегодня более 35 000 интернет-магазинов в 170 странах мира работают на CS-Cart.

О широких компетенциях

Для успешного старта и дальнейшего развития недостаточно лучше всех разбираться только в предметной области вашего бизнеса. Нельзя недооценивать те аспекты бизнеса, в которых вы пока несильны. Необходимо максимально изучить все основные области управления: финансы, маркетинг, управление командой, проектами, PR. На этапе запуска стартапа, когда команда только формируется, эти компетенции вам пригодятся.

Конечно, вы можете нанять грамотных специалистов. Но даже для того, чтобы выбрать волшебника, который поставит вам бизнес-процессы, где есть провал в компетенциях, нужно хорошо ориентироваться в необходимых требованиях к нему.
 
В первые годы проекта мы недооценивали необходимость активной рекламы и продвижения. Программистам по профессии, нам казалось, что для успеха достаточно сделать очень качественный продукт. Мы все силы вложили в архитектуру кода, сделали красивую оболочку, начинили самым современным функционалом. Но сегодня, вспоминая свой опыт, я понимаю, что в условиях высококонкурентного рынка этого явно было недостаточно. Нужно уметь донести до своего потенциального потребителя информацию о продукте и правильно его спозиционировать. Имея продукт мирового уровня, мы продавали его недостаточно активно, не раскрыли весь его потенциал. Как результат, потеря части рынка и упущенная прибыль.

О недооценке новых игроков

 
Когда стартап уже нельзя назвать начинающим, он приносит стабильный доход, появляется уверенность в себе. Успех окрыляет. Но будьте осторожны! В этот момент труднее всего различить в новом участнике рынка реальную угрозу.
 
Кажется, для того чтобы преодолеть пропасть между вами, ему нужны годы развития. Это иллюзия, ловушка, в которую попал не один успешный проект.
 
Подготовленная вами аудитория легко попробует новый продукт и, вполне вероятно, что новинка придется ей по вкусу больше.
 
Когда на рынок вышла платформа для создания интернет-магазинов Magento, мы не придали этому большого значения. На тот момент бесплатное программное обеспечение уже существовало, например, Zen Cart. Они работали в своей нише для начинающих предпринимателей и не составляли сильной конкуренции.
 
Magento предложили новую модель бизнеса и изменили рынок. За счёт качественного бесплатного решения они смогли быстро популяризировать свой бренд и выстроить вокруг него экосистему, включающую в себя сторонних разработчиков, партнёров, сервисы и т.д. Получив мировую известность, Magento начали успешно продавать крупному бизнесу дорогую версию Enterprise.

Бесплатным продуктам проще достучаться до конечного потребителя, так как тот чаще всего видит лишь свою кратковременную выгоду и не задумывается, что в последствии он может переплатить ещё больше за модули и доработки.

Как бы то ни было, эта бизнес-модель оказалась весьма конкурентоспособной. Сегодня нам, как и другим коробочным коммерческим решениям, весьма непросто конкурировать с этой бизнес-моделью.

О перфекционизме

Очень важно сделать качественное решение, но не менее существенно предложить аудитории то, что ей нужно, и в тот момент, когда она готова это принять – не раньше, не позже. Излишняя заточенность на качестве и деталях вредит бизнесу.

Нужно признать, на эти грабли мы наступаем довольно часто. Мы можем долго улучшать новую версию или модуль, оттягивая сроки релиза. В результате, случается, какой-то функционал выпускаем одними из последних на рынке. А потенциальный клиент не всегда готов ждать, и уже, возможно, выбрал конкурирующее решение, откуда переманить его намного сложнее. Даже несмотря на очевидное качество и глубокую проработку функционала нашего «опоздавшего» продукта.

Любую новую идею желательно выпустить в черновом варианте (в бета-версии). Во-первых, для того, чтобы оставаться первыми. И во-вторых, чтобы было время понять, угадали ли вы с концепцией. Тогда перфекционизм не превратится в «сизифов труд».

  • Николай Ковалев

    Магенто тоже нравится! Но пока использую СS-CART и шоп-скрипт, немного.