Исследования в стартапах: WeHeartPics

«Нельзя просто так взять и запустить проект». Именно таким образом могла бы звучать одна из вариаций популярного интернет-мема. Когда ты запускаешь новый проект и подходишь к этому делу на полном серьёзе, ты просто обязан изучить аналоги на рынке. Анализ конкурентов и аудитории способен дать очень многое.

Пообщавшись со стартапом WeHeartPics, Дигибу убедился, что не стоит недооценивать важность таких исследований.

WeHeartPics
Илья Зудин

Рассказывает Илья Зудин

Основатель социальной платформы обмена фотографиями WeHeartPics, г. Москва

Интересная идея для стартапа. Но почему именно она? Как вы выбирали нишу?

Мы начали с узкой проблематики — заметили, что часто возникает ситуация, когда фотографии становятся «мертвым грузом». Это может возникнуть в двух случаях — когда есть камера, но нет идей для фотографий и когда есть фотографии, но нет идей, что с ними делать. Эту проблему и стремимся решить.

В будущем планируем развиваться в сторону сервиса, который бы позволил создавать и организовывать визуальный контент (в нашем случае это истории) на уровне, который сейчас доступен только профессиональным дизайнерам. Сейчас подобного предложить не может никто. Тем более на мобильных платформах.

Всех ли своих конкурентов вы знаете? Наверняка помимо Instagram, есть еще похожие сервисы. Каким образом вы их искали?

Поскольку речь идёт о фотографии, WeHeartPics в том или ином виде пересекается с любым социальным сервисом, который работает с фотографиями. Чаще всего нас сравнивают с Instagram как лидером рынка. Мы считаем, что наши пути пересекаются только в точке получения контента, но никак не в конечном продукте. Instagram помогает создавать «красивые» фотографии из любых фотографий. Мы даём фотографиям контекст, делая их интересными как часть информации о человеке, снявшем фотографию.

Мы постоянно следим за рынком. И я, и члены команды подписаны на множество ресурсов общего и профессионального плана, смотрим за интересными журналистами, дизайнерами и знаковыми для нас личностями. Кто находит что-то интересное (сервис, новость, элемент дизайна, оригинальное решение), делится находкой с остальными.

Всех знать невозможно, но наиболее близких к нам знаем. В первую очередь мы смотрим не за теми, с кем сходны сейчас, а за теми, кто работает в областях, в которые мы планируем идти.

А как проходил анализ конкурентов?

Мы стремимся как можно глубже исследовать проблему изнутри. Пользуемся огромным количеством не только фото-приложений на iPhone, но и смотрим, как они связаны с вебом, планшетами, десктопом. Скорее, наши действия направлены не на анализ конкурентов, а на понимание того, что есть хорошего в том направлении, в котором мы работаем и собираемся работать. Так, по деталям формируется понимание новых возможностей WeHeartPics.

Лучший анализ в нашем случае — игра на стороне конкурента, использование его продукта, понимание того, как конкурент может быть полезен. Кстати об Инстаграме — мы не столько конкурируем с ним, сколько интегрируемся — в WeHeartPics есть возможность использовать фотографии как из Instagram, так и из Facebook.

Многое менялось в процессе развития проекта. Какие особенности WeHeartPics были в идее изначально, а какие пришлось придумать/добавить (или от каких-то вообще отказаться) после исследований рынка?

Первая версия сервиса была очень простой — давать пользователям идеи для фотографий. Сейчас от нее мало что осталось. Осталась структура, осталось наше небольшое развлечение в виде Daily Story, которое прекрасно работает.

Затем двинулись в сторону более личной, персонализированной информации. Новая структура уже не столько подсказывает идеи, сколько описывает все части жизни пользователя в картинках. Нас всегда привлекала мысль о возможностях и пути реализации виртуальной коммуникации. Проходя этот этап, мы много смотрели на Path и Facebook и пытались применить их опыт к себе. Сейчас успокоились.

Какие еще важные исследования вы проводили на рынке интернет-сервисов?

Мы не столько проводили исследования, сколько работали с готовым материалом. Но, естественно, когда сервис уже запущен, необходимо прощупывать аудиторию и понимать, что ей нужно. С этим мы работали тщательно и продолжаем работать сейчас. Так что наши исследования направлены внутрь собственного сервиса, а не наружу — на потребности собственных пользователей, а не на перемещения конкурентов.

Мы отслеживаем все показатели, которые могут быть полезны: работаем со сторонними сервисами, чтобы ничего не упустить и дать пользователям возможность высказать свое мнение по любому поводу и понять, почему они ведут себя так, как ведут. Сейчас запускаем широкую программу персонального взаимодействия с рядом пользователей — будем с ними общаться как с друзьями, предлагая оценить новые идеи до того, как они станут публично доступны, беседовать вживую, чтобы понять, для чего они используют сервис, чего ждали, чего ждут и т. п.

Посоветуйте начинающим стартаперам, что ещё следует учесть, прежде чем запустить проект социального интернет-сервиса?

Что социальные сервисы на начальном этапе ужасно асоциальны. Здесь я имею в виду, не стоит с первого момента ждать, что сразу появится большой трафик и механика заработает так, как должна работать.

Непременно нужно смотреть на рынок, брать от него лучшее и адаптировать под свой проект. Но ещё важнее следить за тем, что происходит внутри и двигаться туда, куда идут пожелания пользователей, не забывая, однако, и о своих амбициях и не теряя главную идею затеянного.