Исследования в стартапах: I am clever

Академическое образование в стране переживает не лучшие времена. Это вполне очевидные вещи. Но ждать, когда же университеты начнут прогрессировать в качестве образовательных программ, не обязательно. Всё больше людей, которые хотят изменить свою жизнь к лучшему и понимают важность образования, начинают прибегать к другим источникам знаний в лице профессионалов и непосредственных практиков своего дела. Специалисты же, в свою очередь, достигнув высоких результатов, считают своим долгом обучать других.

Дигибу выяснил, как исследовали рынок в I am clever — проекте, который «сводит мосты» между теми, кто хочет получать актуальные знания, и теми, кто эти знания готов отдавать.

I am clever
Надя Макоева

Рассказывает Надя Макоева

Со-основатель стартапа I am clever, г. Москва

Изменилась ли как-то идея вашего проекта со временем и от чего это зависело?

К настоящему моменту наша идея проекта сильно эволюционировала. Изначально мы планировали создать некий агрегатор-афишу всех вебинаров и онлайн-тренингов рунета. Нам казалось, что пользователям очень нужен универсальный гид в существующем хаосе информации об образовательных онлайн-мероприятиях.

В процессе изучения материала мы поняли, что с онлайн-обучением в России сейчас всё совсем плохо. Либо это так называемый образовательный маркетинг, когда вебинары являются просто ещё одним инструментом привлечения клиентов, либо инфобизнес, который, как мы считаем, к образованию вообще не имеет никакого отношения. Конечно, есть ещё узкая прослойка качественных онлайн-семинаров и тренингов, но они довольно специализированные и их организаторы неплохо справляются с продвижением сами. Одним словом, агрегатор в том виде, в котором мы его задумывали, оказался не нужен, так как агрегировать было нечего.

Пару месяцев назад мы совершили самый настоящий пивот и перекроили первоначальную задумку — стали фокусироваться на подготовке качественного образовательного контента и персонализированного сервиса для пользователей.

Мы решили, что проект будет работать таким образом:

  • Пользователь проходит запатентованное тестирование, которое помогает выстроить его персональную модель компетенций.
  • Далее сервис автоматически подбирает обучающий курс для пользователя с учётом его уровня знаний — персональную траекторию обучения. То есть человек не тратит время на прослушивание уже известной ему информации, а концентрируется только на «пробелах» в интересующей его области.
  • По итогам пройденного курса он проходит тестирование снова, и изменения уровня знаний отображаются в его профиле. Профилем можно делиться в социальных сетях и даже использовать его в качестве резюме при устройстве на работу.

Есть ли у вас конкуренты и каким образом вы их искали?

В России подобного сервиса пока нет. Есть ряд довольно скучных сайтов с нагромождением информации про вебинары самой разной тематики — от поиска мужа до открытия каких-нибудь чакр. Есть замечательные проекты, например, школа интернет-маркетинга «Нетология», у создателей которых хочется только учиться. Но их концепция всё-таки отличается от нашей.

На Западе, где онлайн-образование сейчас переживает расцвет, ярких проектов много. Это и знаменитая стэнфордская Coursera, и Udacity или более узконаправленные Lynda и KhanAcademy. Все эти порталы чрезвычайно популярны, и за ними стоят серьёзные профессионалы.

Искали конкурентов мы, как обычно, в Google. Вы наверняка замечали, что когда какая-то тема интересна, эта информационная цепочка может быть бесконечной: находишь одну статью, в ней ссылки на ещё десяток по теме и так далее, и так далее...

Как вы изучали своих западных конкурентов и что почерпнули у них?

При изучении западных конкурентов мы старались быть реалистами. У нас нет ни таких финансовых вливаний (проект мы делаем пока полностью на свои средства), ни возможностей привлекать профессоров из университетов уровня Стэнфорда.

Мы обращали внимание в основном на качество контента, его подачу, то, насколько удобно сконструированы курсы, каков механизм оценки количества усвоенного материала и системы защиты от обмана при прохождении тестирований.

В целом же бесполезно пытаться калькировать любой из успешных западных ресурсов, посвящённых онлайн-образованию. В России своя специфика и проект необходимо изначально выстраивать с учётом локальных особенностей.

О каких именно особенностях вы говорите?

Во-первых, в нашей стране люди занимают довольно пассивную позицию в вопросе дополнительного образования. После окончания вуза мало кто продолжает учиться самостоятельно. Сотрудники компаний привыкли, что их обучают за корпоративный счёт. Программа курса тоже выстраивается «кем-то», а не самим обучающимся.

Во-вторых, в России онлайн-образование пока мало распространено, особенно вне корпоративной среды. Это связано, в том числе, с неравномерным интернет-покрытием: не секрет, что в некоторых регионах качество доступа к сети оставляет желать лучшего. Кроме того, сам формат онлайн-обучения пока не очень понятен из-за недостатка удобных сервисов. Всё это необходимо учитывать, популяризировать e-learning, постепенно приучать к нему аудиторию. Мы разрабатываем наш сервис исходя из того, чтобы он был не только полезным, но и в первую очередь очень удобным и понятным.

Что помогает вашему сервису выделяться на рынке?

Мы объединяем в нашем проекте три важных тренда:

  1. социализацию — возможность интегрировать свой визуальный профиль в соцсети;
  2. геймификацию — интерактивная «прокачка» профиля и всякие другие пряники;
  3. визуализацию — красивое графическое отображение уровня компетенций пользователя.

Уже существуют проекты, в которых эти функции по отдельности представлены — взять тот же Lingua Leo (геймификация) или PruffiGraph, ResumUp (визуализация). Но весь букет разом пользователю пока никто не предложил.

Как выглядит ваша целевая аудитория и как вы её изучали?

Мы занимаемся исследованиями рынка и потенциальной аудитории в режиме нон-стоп. В этом нам помогают лучшие студенты-маркетологи Высшей школы экономики.

В России есть огромное количество молодых талантливых людей, мотивированных на успех, у которых мало или практически нет доступа к актуальной информации по их специальности. Пока люди молоды, и у них есть силы, энергия, необходимый запал для профессионального самосовершенствования, необходимо помочь им двигаться в правильном направлении. Это одна часть нашей целевой аудитории.

Другая — это множество успешных людей, готовых делиться своим опытом.

Наша задача — дать возможность перенимать этот опыт тем, кто в силу различных причин (финансовых, географических) не имел прежде такого шанса.

Что ещё вам приходится исследовать?

Сейчас по классическим канонам Lean Startup проверяем рабочие гипотезы, проводим опросы потенциальных пользователей, беседуем с экспертами рынка, используем шаблон Александра Остервальдера для построения бизнес-модели.

Вот и всё. Никаких секретов мы здесь не раскроем, потому что их просто нет.

Какие бы советы вы дали начинающим стартаперам?

Давать советы начинающим стартаперам, к сожалению, не имеем морального права, понимая ответственность. Почему? Потому что сами только начинаем — по крайней мере, пока не заработали свой первый миллион. Но зато можем немного рассказать, как начинали мы сами.

Мы из корпоративного мира окунулись с головой в стартап-тусовку. Проштудировали все ключевые книги по теме, сходили на все основные стартаперские мероприятия, познакомились с рядом инвесторов, выслушали горы критики и не очень приятных замечаний, комментариев и советов.

Информацию переварили, сделали выводы...А потом перестали быть «стартаперами» и начали наконец-то делать бизнес :)