Запуск проекта: Подорожники

У вас есть личный автомобиль, но часто в нём остаётся несколько свободных мест? Или наоборот, вы передвигаетесь пешком и на общественном транспорте, и такси? А может, вам просто нужно срочно добраться до другого города? Поверьте, стоять на дороге и ловить попутку сегодня может оказаться не так уж и эффективно. А подвезти «голосующих» по завышенным ценам удаётся не всегда.

Дигибу выяснил, как запускался и развивался проект «Подорожники», который помогает водителям и пешеходам, следующим по одному пути, найти друг друга.

Подорожники
Алексей Лазоренко

Рассказывает Алексей Лазоренко

Один из создателей стартапа Подорожники, г. Киев

Как у вас родилась именно такая идея для проекта?

На самом деле, проблема водителей и пешеходов, пытающихся выгодно взаимодействовать друг с другом, существует достаточно давно. Мы не говорим сейчас о профессиональных перевозчиках и общественном транспорте. Речь идёт о владельцах именно личного автотранспорта и пешеходах или, как тех и других называют в данном случае, попутчиках. Просто вспомните, сколько раз у вас случалась ситуация, когда вам нужно было поймать попутку? Или как часто у вас возникала мысль «вот бы сейчас кто-нибудь остановился и подбросил до метро»?

Однако здесь скрываются ещё две проблемы: боязнь оказаться совершенно не в том месте, куда вам нужно добраться и неадекватно завышенные цены.

Многие автомобилисты и пешеходы каждый день имеют схожие маршруты передвижения — если не полностью, то хотя бы частично. Такси, конечно, доставят вас с более или менее комфортными условиями до места назначения — вы даже можете получать одного и того же водителя каждый день в одно и то же время суток в определённом месте, заключив соответствующий договор. Но коммерческие тарифы таких перевозчиков зачастую окажутся более дорогими, чем если бы вас подкинул проезжающий мимо добрый человек за символическую или адекватную плату. А если ваш попутчик будет иметь схожие интересы, совместная поездка может оказаться ещё и вполне увлекательной.

Проблема есть, а эффективного и, что не менее важно, цивилизованного и современного инструмента для её решения не хватало. Так мы и решили создать «Подорожники», где бы взаимовыгодно встречались попутчики.

Мы не совершили ничего революционного, но и велосипед мы тоже не изобретали. Наш сервис — это качественная эволюция тех решений, которые когда-либо были придуманы.

Как выглядел проект на момент запуска?

Это точно было больше, чем просто сырая идея. Изучив конкурентов, мы уже достаточно чётко представляли себе, как должен выглядеть наш сервис. Он уже был рабочим и имел пользователей. Кстати, мы даже заняли первое место на украинском конкурсе «Инновационный прорыв» со своим стартапом в номинации «Лучшая социальная инновация».

Мы разработали отличный поисковый движок, который помогал водителям и пассажирам находить друг друга, не «тупо» анализируя начальные и конечные точки их совпадающего маршрута, а проверяя также, какую долю пути они едут вместе. Почему несколько человек не могут ехать вместе, если, скажем, половина или 70% их пути совпадают?

Попутчики находились и достаточно неплохо, но все мы прекрасно понимали, что проект ещё далёк от идеала — некий «скачок» был просто необходим.

Что изменилось у проекта со временем?

Изменилось очень многое. Приблизительно через год после запуска у нас и произошёл тот самый «скачок», который стал возможен благодаря приходу инвесторов. Стартап получил самую настоящую вторую жизнь.

Но поисковый движок, которым, кстати, «Подорожники» очень гордятся, не претерпел изменений, да и CMS, которую мы тоже написали специально под наши нужды, осталась прежней. Хотя логики было переработано не мало.

Бизнес-модель, наверное, тоже изменилась?

Безусловно. Мы перебрали десятки бизнес-моделей. Каких идей у нас только ни возникало: и платные фишки для премиум-аккаунтов, и подключение к сервису служб такси на случай, если пассажир не находит попутчиков с личными автомобилями на свой маршрут. Думали даже разработать функционал, который помогал бы решать проблемы социальной логистики населения — часто бывает, когда необходимо передать посылку, например, родственникам через того, кто собирается накануне в родной край на своём авто. Но пока от этого мы отказались. Возможно, эти фишки появятся позже в качестве дополнения к основному сервису или вообще отдельным проектом.

Монетизируем «Подорожников» мы простым, но достаточно популярным для разного рода онлайн-сервисов способом. С каждой успешно проведённой поездки взимается комиссия. В США и Европе такая модель очень распространена. Кстати, нам начали уделять внимание и крупные проекты русскоязычного интернет-сегмента — возможно, вскоре у нас появятся дополнительные источники дохода.

Сейчас мы стали сотрудничать с различными фестивалями и событиями. Многие едут на ивент вдвоём или втроём, оставляя в машине одно-два свободных места, которые и могут быть проданы по символической цене «бесколесным». У нас есть социальные виджеты и кнопки «подвези» для пассажиров и «подвезу», соответственно, для водителей, которые привязываются к событиям или определённой местности.

Например, мы сотрудничаем с такими фестивалями, как «Нашествие», «Джаз Коктебель», «Кубана» и другими. Тысячи человек с помощью нашего сервиса успешно добрались до нужных им мероприятий экономически выгодно, быстро, интересно и с комфортом.

А что скажете о стратегии развития — поменялась ли она?

Благодаря инвестициям мы смогли отлично наладить работу сервиса. Вкратце, сейчас у нас всё работает следующим образом.

Пассажир указывает маршрут и время, получая в ответ список водителей, которые полностью или частично следуют этому пути. С водителем пассажир связываться не обязан — все происходит автоматически. Он просто бронирует место в авто, а водителю отправляется sms-сообщение или email. Водитель подтверждает это или выставляет своё предложение, если, например, его не устраивает размер оплаты за поездку.

В целом, всё это реализация наших идей, в той или ной степени изменившихся по ходу жизни проекта. Стратегия развития поменялась больше не с приходом инвесторов, а с изменяющимися потребностями пользователей и развитием мобильных технологий. Сейчас мы собираемся выйти на рынок мобильных приложений — много сил и времени мы пустим именно на разработку полноценного, качественного приложения для мобильных устройств.

Когда нужно решать проблему, как перебраться из одного места в другое (будь то разные города или районы одного города) здесь и сейчас, человек просто достаёт из кармана свой гаджет и решает её. Это удобно.

Также могу добавить, что мы стремимся помогать людям находить попутчиков не только для поездок на большие расстояния. На данный момент больше популярны такие маршруты, как, например, Одесса — Киев, Петербург — Москва или Петербург — города Финляндии. Мы хотим быть полезны и в решении логистических задач в повседневной жизни. Многие бы предпочли добираться до работы, учёбы с комфортом на автомобиле, а не в переполненном общественном транспорте или пешком.