Привлечение первых пользователей: RealtimeBoard

Collaboration — великолепное слово, которое означает совместное созидание чего-либо, направленное на достижение определённой цели. Процесс совместной работы оказывается важным при решении бизнес-задач на любом их этапе. Вместе писать тексты, составлять отчёты и рисовать можно и в GoogleDocs, а для совместной эффективной работы с проектами, организации мозговых штурмов и планирования нужно что-то иное.

Дигибу узнал, как привлекались первые пользователи в «RealtimeBoard», стартап, который делает процесс коллаборации в реальном времени простым и захватывающим.

RealtimeBoard
Ксения Максимова

Рассказывает Ксения Максимова

Главный маркетолог проекта RealtimeBoard, г. Пермь

Расскажите, где вы искали первых пользователей после старта проекта?

Начнём, пожалуй, с того, что мы открыли сервис в бета-режиме в марте 2012 г. До августа этого года мы не ставили перед собой задачу активного привлечения трафика. Сервис был ещё «сырым» для того, чтобы набирать критическую массу пользователей.

Однако у нас уже были ранние последователи, которые закрывали глаза на баги и с удовольствием делились отзывами. Первое активное привлечение мы начали с того, что проводили бесплатные рекламные кампании, которые, кстати, проходили достаточно живенько. Мы прекрасно понимаем, что бесплатные каналы привлечения пользователей могут быть очень эффективны с точки зрения маркетинговых затрат. Таких каналов нужно использовать как можно больше, и это не так сложно.

Осознавая эту возможность, сначала мы появились на таких сайтах-инкубаторах и стартап-сообществах, как startuppoint.ru, startupafisha.ru, presportal.ru, catalogr.ru, livebusiness.ru, design-management.ru и других.

Использовали ли вы систему инвайтов в первое время?

Да, использовали до недавнего времени. Те, кому понравился проект, активно отправляли приглашения своим друзьям и знакомым. В начале августа мы решили убрать инвайты, чтобы повысить процент регистраций.

На самом деле, система инвайтов может пригодиться проекту по двум причинам. Во-первых, создать ощущение закрытости и привилегии на раннем этапе. Это больше похоже на маркетинговый ход. Например, Pinterest открыл регистрацию сравнительно недавно — спустя год после запуска. Во-вторых, что более практично, инвайты могут снизить риск нежелательного наплыва пользователей, когда сервис по техническим причинам не готов к масштабированию.

Как вы привлекаете трафик в настоящее время? Насколько выросла ваша аудитория?

С августа о нас пишут в небольших интернет-СМИ как о сервисе, позволяющем совместно создавать презентации, инфографику, а также разрабатывать бизнес-модели и управлять проектами по принципу agile.

Также мы активно используем социальные сети. Сейчас у нас есть странички в Facebook, ВКонтакте, Google + и, естественно, Twitter. С помощью социалок мы не только привлекаем новый трафик, но и взаимодействуем с текущими пользователями, следим за отзывами — для нас это важно.

А в начале сентября мы появились на Chrome Web Store и уже попали в топ категории.

Что касается числа пользователей, то сегодня у RealtimeBoard порядка 300-500 уникальных посетителей каждый день. И уже в августе количество новых пользователей увеличилось на 1000, а к концу сентября — больше чем на 1500. На данном этапе это очень неплохой показатель, чтобы получать адекватный фидбэк.

Так что к сентябрю мы имеем 3000+ пользователей, из которых около 10% пришли по реферальным ссылкам. До масштабирования есть потолок набрать 10 000 регистраций.

Какие ещё рекламные кампании вы проводили?

Если речь идёт о платных, то я вообще отношусь к платным кампаниям очень осторожно, всё-таки речь идет о бюджете и эффективности затрат компании. Лучше начать с небольших экспериментов и итераций.

Например, мы использовали всё те же социальные сети, чтобы немного раскачать западную аудиторию. Попробовали платную кампанию на Facebook. Запустили тестовую мини-кампанию на неделю с бюджетом 500 р., меняли ключевые слова, геотаргетинг и цели. В итоге, сработала кампания со слоганом «This whiteboard will blow your mind» :), по крайней мере, после неё нас заметили в Бразилии.

В дальнейшем мы планируем отслеживать несколько таких малых периодов, сравнивать между собой и выбирать наиболее эффективные варианты. Понятно, что оценка эффективности зависит от поставленных целей и выбранных параметров.

Как в общем выглядит ваш подход к привлечению новых пользователей?

Всё начинается с составления портрета нашей целевой аудитории и оценки её состояния в канале. Состояние же зависит от выбранного канала, то есть нужно представить сценарий поведения и понять, в какой точке будет первое взаимодействие с целевой аудиторией, что она в это время думает и чего хочет. Когда же каналы подобраны, начинается активное создание контента и маркетинговых материалов, готовятся посадочные страницы. После всего этого мы отслеживаем эффективность кампаний, собираем метрики, оцениваем и сравниваем различные показатели. Да, и важно учесть, что в каждом канале свои правила «подключения». В одних нужно напрямую договариваться с владельцами площадки, в других — подключиться можно самостоятельно.

Работая со СМИ, стартаперам также важно понимать, что информационным каналам нужен информационный повод. И чем повод интереснее, тем больше человек ознакомятся со стартапом и с большим удовольствием про него напишут. То есть к разного рода публикациям необходим творческий подход с пониманием потребностей аудитории.

И сейчас мы подошли к такому этапу, что одному человеку заниматься привлечением и продвигать сервис невозможно — появляется много больших задач, таких как аналитика, работа с каналами, создание контента. Поэтому над привлечением новых пользователей должны трудиться копирайтеры, PR-менеджеры, аналитики. Один создаёт контент, другой ищет каналы и договаривается с ними, третий анализирует эффективность взаимодействия с клиентами и так далее. Уже сейчас мы подключили ещё двоих человек по работе с внешними каналами и созданием контента. Однако мы прекрасно понимаем, что в будущем может понадобиться больше людей.

Представляя дальнейший рост, со своей стороны, я пытаюсь склеить все составляющие маркетинга, чтобы снизить хаотичность и эффективно управлять процессами, понимая взаимодействие разных сотрудников и достижение KPI.

Вы ориентируетесь больше на рунет или запад? И каковы ваши дальнейшие планы по привлечению новых пользователей?

В перспективе, конечно, мы видим себя на глобальном рынке и потихоньку туда идём. Полгода назад мы задавали себе такие вопросы, как «А что если сразу на запад? » Но тщательно всё взвесив, пришли к выводу, что лучше наступить на грабли у нас в рунете, чем понести большие потери на глобальном рынке. Сейчас морально мы уже готовы, осталось выйти из беты.

До подготовки к масштабированию мы планируем продолжать в том же духе, то есть работать с небольшими внешними площадками. В сентябре и октябре — в каждом из этих месяцев — мы снова ожидаем прирост новых пользователей в 1000—2000 человек.

Недавно про нас хотел написать один крупный американский портал, но мы пока не готовы к хабраэффекту — наши сервера просто не выдержали бы потенциально возможный массовый наплыв посетителей. С переездом на более мощное железо, мы будем выдвигаться в хабр-подобные ресурсы, ожидая прирост в 10-20 тыс. пользователей с одной площадки.

Говоря же о среднесрочной перспективе, в наших грандиозных планах выход на глобальный рынок.