Привлечение первых пользователей: instudies

«Где вы были раньше? » — примерно так отзываются студенты, которые открыли для себя instudies. Вспомните, когда вы сами учились, чем вы пользовались для обмена учебными материалами и лекциями? Какие инструменты у вас были для своевременного оповещения своих одногруппников о событиях университета? Что если происходили изменения в расписании или преподаватель давал важное задание, а вы пропускали пару? А если вам и вовсе приходилось быть старостой группы, то вы уж точно знакомы с трудностями студенческого менеджмента.

Дигибу узнал, как instudies — стартап, который упрощает жизнь студентов и переносит учёбу в онлайн, — привлекал первых пользователей.

instudies
Егор Горев

Рассказывает Егор Горев

Основатель и руководитель instudies, г. Кишинев

Кем были ваши первые пользователи, тестировавшие проект?

Для начала — буквально пара слов о том, как мы начинали.

Первые идеи появились и начали воплощаться в жизнь в ноябре 2010 года. Именно тогда мы собрались и начали работать над тем, что вы можете видеть сейчас. Альфа-версию запустили в апреле 2011 года.

И вот тогда я, будучи дизайнером и руководителем проекта, рассказал об instudies своим одногруппникам, которые и стали первыми реальными пользователями, применившими сервис в учёбе. Реакция всех, кто узнал о сервисе на данном этапе, и дала понять, что работу над ним нужно продолжать, и в сентябре 2011 года в свет вышла бета-версия продукта. Тогда же на Хабре мы опубликовали статью о том, как делали и запускали проект. Вдобавок рассказали об этом друзьям в соцсетях. Так у нас начали появляться пользователи, первые отзывы и та самая необходимая обратная связь.

Где вы искали и как привлекали пользователей в дальнейшем?

В первую очередь нам необходимо было определить, где именно сконцентрирована наша аудитория. Только после этого мы занялись разработкой основных методов её привлечения:

  • В то время многих как раз интересовала тема стартапов, ну и, само собой, про это многие писали. Поэтому опубликованная нами статья на Хабре дала очень мощный эффект и огромное количество полезного фидбэка. Нам был важен каждый отзыв, каждое предложение (и сейчас, конечно, они не менее важны). Мы общались со всеми, от кого можно было выудить хоть что-нибудь полезное, и незамедлительно делали выводы. Многие наши друзья и знакомые наталкивали нас на полезные для развития сервиса мысли.
  • С немалым интересом восприняли идею сайта и пользователи закрытого сообщества leprosorium.ru, часть из них оценили проект и присоединились к нему.
  • Также мы находим блогеров, которым идеи instudies были бы близки и интересны — они знакомят своих читателей с нашим сервисом.
  • Кроме этого у нас есть свои внутренние проекты. Например, такие, как True Story (интервью со студентами, которые делятся опытом учёбы за рубежом), переводы интересных статей с английского, инфографика и другие.
  • Немаловажным фактором в привлечении аудитории является и то, что у нас пользователи могут вести блоги и создавать сообщества. Мы связываемся с людьми, которым есть чем поделиться в рамках нашей тематики и предлагаем им общаться у нас.

Если взглянуть масштабно, то каждый человек в команде так или иначе занимается привлечением пользователей. Но целенаправленно над этим у нас работает один человек — Марк Перлов.

Где именно публиковалась информация о запуске?

Мы всегда стремились и стремимся публиковаться на ресурсах с активной аудиторией. Для нас сто новых активных пользователей намного предпочтительнее тысячи неактивных. Поэтому самая мощная отдача была с Хабра и Лайфхакера — сайтов, на которых сидят прогрессивные и интересующиеся чем-то новым пользователи. Значительная часть идей и предложений поступила как раз от пользователей этих сайтов.

Также у нас брали интервью такие разноплановые интернет-издания, как teenbiz.ru, towave.ru, opora-credit.ruallfun.md.

Помимо этого некоторые ресурсы публиковали на своих страницах обзоры instudies. Среди них technofresh.ru, ridus.ru, startupafisha.ru, webtous.ru, web2me.ru, locals.md, ain.ua, startups.by и вышеупомянутый Лайфхакер.

Несмотря на то, что в приоритете у нас всё же интернет-ресурсы, мы успели засветиться и в офлайновых СМИ. Это же классика. Материалы об instudies вышли в журналах BusinessClass и Sanatate, а также весной телеканал СТС снял о нас репортаж. Публикации в офлайн-СМИ себя не оправдали, так как времени на них тратится много, а результата от них мало. Мы считаем, что дело в специфике аудитории нашего сайта.

А как же соцсети?

На социальные сети распределена значительная часть каналов нашего продвижения. В них мы находим наших потенциальных пользователей и тех, кто мог бы донести информацию об instudies до своей аудитории.

С самого старта мы ведём сообщества в Facebook и ВКонтакте, где публикуем самые свежие новости нашего сайта, проекты и много разной интересной информации из других источников. Работа с соцсетями ведётся постоянно, и мы не планируем останавливаться. Наоборот, с каждым днём находим новые методы продвижения и привлечения, экспериментируем, анализируем полученные результаты.

Среди людей, с которыми мы связываемся, — школьные и университетские старосты, активисты различных студенческих организаций, профсоюзов и студенческих советов, прогрессивные преподаватели, интересующиеся современными методами обучения. Также оказалось, что связываться с важными для нас людьми в соцсетях намного эффективнее, нежели, например, по email.

Какой способ и конкретный канал привлечения первых пользователей оказались наиболее эффективными для вашего проекта?

Иногда способы, которые на первый взгляд кажутся успешными для нас, оказываются в итоге провальными и наоборот. Так, статья на Хабре про поездку на конференцию в Кремниевую долину с презентацией проекта принесла нам 20 тысяч уникальных посетителей за один день, чего мы ну никак не ожидали.

Сейчас же самым эффективным каналом привлечения являются соцсети, особенно «ВКонтакте». Думаю, причина в том, что многие считают его удобным инструментом для организации учёбы. Но как только они узнают о нас, то понимают: есть инструменты ещё лучше ;)

Каковы ваши дальнейшие планы по увеличению числа пользователей?

Мы работаем над тем, чтобы люди, увидев instudies, не только регистрировались и становились активными пользователями, но и рассказывали о нас наибольшему количеству знакомых.

  • Мы собираемся внедрять в сервис некоторые элементы геймификации, что должно мотивировать более активно использовать сервис и способствовать большему вовлечению.
  • Без внимания не останутся и методы продвижения. В ближайших планах — проект по изготовлению и бесплатному распространению наших фирменных тетрадей на территориях различных вузов. Помимо этого собираемся выпустить серию фирменных продуктов, таких, как наклейки, иллюстрации, футболки, обои на рабочий стол и так далее.
  • Также мы хотим проводить вебинары и приглашать к себе интересных и известных людей из области образования, с которыми можно будет пообщаться и задать интересующие вопросы.
  • Ну и, конечно, мы регулярно проводим различные конкурсы.

Как вам вообще такая работа в стартапе?

На самом деле, во всех отношениях работа в стартапе неоднозначна и поэтому очень интересна. Во время вполне обычной рабочей переписки можно познакомиться с источником незаменимого опыта, стать участником общения с интересными людьми и в итоге получить совершенно неожиданные, новые идеи.

Конечно, тяжело всё делать в первый раз. Всё, что написано в многочисленных статьях и книгах, всё, о чём говорят на конференциях и семинарах, подходит далеко не всем. Большая часть выводов делается на собственных ошибках, но нужно это понимать и не зацикливаться. Вам придётся столкнуться с проблемами и неудачами, так как это неизбежно. Но со временем вы обязательно найдёте способы их решения, и, что самое главное, это сделает вас намного более опытным профессионалом на пути к развитию вашего дела.