Привлечение первых пользователей: Агент в Китае

Сегодня существует огромное количество способов заявить о себе в интернете и оффлайн СМИ. Но когда твой стартап имеет очень узкую специализацию и нацелен на определённую аудиторию, где провести рекламную кампанию будет наиболее эффективно? Первые пользователи и то, насколько им понравится проект, играют огромную роль в его дальнейшем развитии. Только сначала этих пользователей нужно получить.

Дигибу узнал, как проходило привлечение трафика у «Агента в Китае» — проекта, связывающего людей, которым нужны услуги в Китае, с теми, кто эти услуги оказывает. 

Агент в Китае
Валентин Острась

Рассказывает Валентин Острась

Основатель стартапа Агент в Китае, г. Шанхай, Китай

Как такая узкая специализация стартапа повлияла на выбор методов привлечения трафика?

Да, у нас специфическая аудитория. И чтобы понять, с чего начинать, было необходимо более детальное изучение аудитории стартапа. Обычно у большинства сайтов она единая. У нас же посетители делятся на две категории.

Первая категория — это люди, которые живут и работают в Китае. Это специалисты российских и китайских компаний, а также молодые предприниматели. Большинство из них знает как минимум три языка — русский, английский и китайский. Они не понаслышке знакомы с особенностями ведения бизнеса в КНР, имеют за плечами опыт реализации различных проектов, связанных с организацией производства или закупок в Китае, решением правовых и финансовых вопросов, а так же логистических задач. Многие из них развивают собственные проекты, ориентированные на рынки Китая и СНГ.

Вторая категория — предприниматели и компании из России и стран СНГ, которые уже работают с китайскими контрагентами или только планируют выход на китайские рынки. Их интересуют возможности производства, закупки или, наоборот, сбыта своей продукции в Китае. Так или иначе перед ними встают задачи поиска профессиональных переводчиков, специалистов или компаний, которые оказывают юридические, консалтинговые или логистические услуги в Китае, которым можно передать часть функций собственной компании на аутсорс. А порой просто нужны люди, хорошо знакомые с обычаями этой страны, для удаленной работы по договору.

Отсюда и получаются разные методы привлечения. Но действовать надо было в обоих направлениях одновременно.

И как же вы действовали, чтобы привлечь первых посетителей?

Ещё до появления первого прототипа, мы напечатали рекламные брошюры с рассказом о проекте. Для распространения информации выбрали Кантонскую выставку (Canton Fair). Это крупнейшая по масштабам выставка в Китае, которая проходит дважды в год на юге Китая в городе Гуанчжоу. Её посещают тысячи людей из стран СНГ и Китая, которые говорят на русском языке — как раз наша потенциальная аудитория. Главные цели этого мероприятия были следующие: во-первых, привлечь первых пользователей, во-вторых, пообщаться с аудиторией, чтобы лучше понять их задачи, другими словами получить некую обратную связь.

Вот так выглядели эти самые брошюры:

Если человеку было интересно, он мог зайти на сайт и оставить в специальной форме свой e-mail, на который высылалось приглашение после запуска проекта.

Социальные сети сегодня — это полноценный канал привлечения трафика в свой проект. Пользуетесь ли вы для этого соцсетями, и если да, то какими и как именно?

Обязательно. У нас есть страница ВКонтакте, которую мы используем в качестве официального блога проекта. Также осенью этого года планируем задействовать Мой Круг, LinkedIn, Профессионалы.ru.

И это производит нужный эффект для такого узкоспециализированного проекта или игра не стоит свеч?

Этот канал в основном используется для взаимодействия с китайской аудиторией. Очень удобно применять таргетинг: можно обращаться к тем, кто живет в Китае, кто говорит на китайском языке, кто закончил китайские ВУЗы и так далее. Поэтому эффект определенно есть.

Но полноценная рекламная кампания в социальных сетях еще не проводилась, мы ждём осени. Тогда и можно будет говорить о результатах привлечения трафика с помощью соцсетей более конкретно.

А что скажете о рекламных кампаниях в оффлайн: на ТВ, радио, газетах? Проводились ли они и насколько успешными оказались?

Полноценная рекламная кампания оффлайн тоже не проводилась. Опять же планируем на осень — на период наибольшей активности. Очевидно, что это будут деловые СМИ.

Один российский новостной ресурс упомянул «Агента в Китае» в новостях по собственной инициативе. Мы отправляли пресс-релизы в несколько околокитайских оффлайн СМИ, но в ответ в основном получали медиа-кит и прейскурант. Несмотря на то, что данная информация была бы в принципе полезна их аудитории.

Как вы поддерживаете приток новых пользователей на данный момент и на сколько активно это делаете? Или сейчас к вам приходят в основном по рекомендациям?

На данный момент мы не занимаемся активным привлечением, все идёт само собой. «Агент в Китае» не проводил масштабных рекламных кампаний ради эксперимента — интересно, насколько далеко проект может зайти, используя только сарафанное радио.

Представьте. Суть проекта заключается в том, что люди находят нужные рабочие контакты на сайте, но всё дальнейшее взаимодействие между ними происходит оффлайн — заключаются договоры, происходят встречи и так далее, ведётся реальная работа. И это то, ради чего они искали друг друга. Как и в любой профессиональной среде, когда речь идет про Китай, люди часто обращаются к тем или иным специалистам по рекомендации.

Для поддержания этого канала и обеспечения дальнейшего притока трафика, мы реализовали идею визиток с QR-кодом.
 

Любой пользователь после регистрации может заказать визитки со своим именем. Мы их изготавливаем и отправляем по указанному адресу. Другие люди могут считать QR-код камерой мобильного телефона, и быстро перейти на страницу владельца визитки на Агенте в Китае. Это просто и современно.