Магазины будущего: ближе, чем мы думаем

Развитие рынка электронной коммерции в России происходит быстрее, поскольку идёт по уже проторенному передовыми странами пути. Еще недавно мы привыкали к покупкам онлайн и их оплатой банковскими картами, теперь же в ускоренном темпе предстоит осваивать технологии будущего. Какие, узнаем далее…

магазин будущего

Несмотря на экономический кризис, рынок e-commerce в России развивается достаточно быстро для того, чтобы в будущем мы стали свидетелями того, о чём недавно и не задумывались. Совершая в детстве покупки в магазинах прилавочного типа, в зрелом возрасте, мы, возможно, вовсе забудем о таких профессиях как продавец и охранник супермаркета.

Магазины будущего, какими они могут быть, а также новые технологии, постепенно внедряемые в нашу повседневную жизнь – тема сегодняшнего исследования Дигибу.

В 2011 году в России было заявлено о развитии новой концепции ритейла, в которой не будет места долгому стоянию покупателей в очередях на кассах в супермаркете. Чтобы этого достичь, на каждый продукт ещё в процессе производства должна наноситься RFID-метка, по которой в магазине покупки «оптом» оцифровываются в сканер-отсеке, и остаётся только оплатить их общую стоимость.

600x450x104.jpg.pagespeed.ic.Zzb_3AQtCy

Плюсы данной технологии очевидны: для покупателей сокращается время, необходимое для походов по магазинам, а ритейлеры смогут забыть о таких проблемах, как проверка товара на подлинность, контроль срока годности и наличие на складе.
Пилотный магазин был открыт в 2012 году на базе московского офиса X5 RetailGroup, итехнология «Магазина будущего» показала свою жизнеспособность. После нескольких месяцев тестирования эксперимент был свёрнут, партнёры (X5 RetailGroup, «Роснано» и ОАО РТИ — владелец «Ситроникса») договорились использовать его результаты в своих дальнейших разработках.

перекресток будущего

По словам главы «Роснано» Анатолия Чубайса, этот проект организовывался для того, чтобы распространить подобный опыт на всю розничную сеть России. По его итогам стало понятно, что несмотря на свои неоспоримые преимущества (возможность группового считывания, нет необходимости прямой видимости товара в корзине) пока технология не имеет преимущества перед традиционными штрих-кодами в силу своей дороговизны.

Когда 180-нанометровые технологии сменятся90-нанометровыми, будет увеличено количество чипов на кремниевой подложке — стоимость RFID-меток приблизится к заветным для ритейлеров пяти центам.

На данный момент компания X5 RetailGroup заявила об отказе от услуг охранников, на замену которым придёт современная интегрированная система видеонаблюдения.

Аналогичными проблемами озадачены и по другую сторону океана. Генеральный директор самого большого ритейлера США JCPenney Рон Джонсонзаявил о своём намерении отказаться от услуг кассиров, оборудовав магазины Wi-Fi и пометив все товары RFID-метками.

Крупнейший американский сайт Amazon, торгующий товарами в Интернете, выходит в офлайн и хочет открыть магазины будущего. Компания, имеющая опыт роботизирования своих складов, заявляет о том, что несмотря на то, что многие физические магазины превратились по сути в выставочные залы для онлайн магазинов, полностью отказаться от них невозможно.

Amazon оформила патент, затрагивающий техническую сторону автоматической розничной торговли. Предполагается. Что в собственных полностью роботизированных офлайн магазинах компании покупатели будут брать товар с полок и уходить с ним домой, минуя кассу. Товары будут распознаваться с помощью тех же радиочастотных меток, а покупатели – технологией автоматического распознавания лиц. Пока лишь остаётся неясным, как компания собирается создавать такой каталог своих покупателей.

display-new-650x433

Вопрос к читателям Дигибу: верите ли вы, что скоро мы сможем ходить в магазин, полностью свободный от обслуживающего персонала? Не будет ли вам не хватать знакомого продавца, который порекомендует товар получше? Наш порталготов к диалогу в комментариях.

Мария Саксонова фото Мария Саксонова