Нужно ли подчёркивать ссылки?

На первый взгляд, подчёркивание ссылок — это простой вопрос и рассуждать здесь вроде бы не о чем. Нужно просто выбрать что-то одно и действовать. Однако споры о подчёркивании до сих пор не утихают. И веб-разработчики не договорились, какой же из вариантов является наиболее приемлемым.

Дигибу изучил блоги специалистов, а также поинтересовался у студий, в каких случаях они подчёркивают или не подчёркивают ссылки, какие есть преимущества и недостатки у обоих способов.

Максим КыштымовМаксим Кыштымов
Руководитель студии дизайна «Чипса»

Мы считаем, что подчёркивать ссылки надо. Это даёт понимание о том, что перед нами именно элемент навигации (особенно это актуально для тач-девайсов, на которых нет события наведения курсора мышки на элемент).

Не подчёркиваем ссылки в следующих случаях:

  • Если расположение ссылок само по себе говорит о том, что это ссылка (например, меню), то подчёркивать не обязательно, так как посетителю итак будет понятно что это элемент навигации.
  • Если подчёркивание будет негативно сказываться на восприятии информации. Например, в списках подчёркивание добавляет визуальный шум и информация воспринимается хуже. Тогда подчёркивание не делаем. Единственное — нужно дать понять посетителю, что элементы списка являются элементами навигации. Например, в заголовке написать «Выберите один из пунктов:».
  • Иногда не подчёркиваем ссылки на второстепенных элементах навигации. Например, на страничке каталога интернет-магазина можем не подчёркивать категорию товара, которая стоит сразу под названием товара (которое подчёркнуто). Даже если посетитель не поймёт, что это ссылка (а это довольно логично), ничего страшного в этом нет. Это лишь дополнительный элемент навигации. Если же его подчеркнуть, то это, опять-таки, приведёт к тому, что будет визуально больше мусора на карточке товара.

Денис ТалалаДенис Талала
Дизайнер в компании «2ГИС»

Как правило, спорящие делятся на два лагеря: за и против подчёркивания, и у каждых есть разумные аргументы. Но ни те, ни другие не догадываются о существовании ещё одного, лучшего варианта — чуть-чуть подчёркнутых ссылках.

Подчёркивать ссылки мне нравится больше, чем не подчёркивать, но я тоже не люблю, когда страницы расчерчены горизонтальными линиями. Когда в августе прошлого года я запустил свой сайт, тут были именно такие ссылки — подчёркнутые чуть-чуть. Они заключают в себе плюсы двух лагерей спорящих и исключают минусы.

© http://talala.ru/blog/2012/05/25/1

Валерий ПоповВалерий Попов
Дизайнер

Известно, что один из общепринятых способов оформления ссылок — выделение синим цветом. Тот, кто думает, что подчёркивание — тоже способ оформления, ошибается и плохо знаком с диалектикой. Само по себе подчёркивание — это и есть ссылка. Синий текст без подчёркивания — не ссылка, а просто выделенный текст внутри тега <а>.

Кстати, в Википедии вообще нет ни одной ссылки. Там викилинки — специальные навигационные элементы, введённые из-за энциклопедичной перенасыщенности текста отсылками к другим материалам. Викилинки реализуются теми же средствами, что и ссылки, но рассчитаны на иной сценарий использования. Обычный сайт — это пачка авторских текстов, очерёдность чтения которых в той или иной степени продумана автором. Если читатель пропустит ссылку, задуманные автором порядок и полнота информации будут нарушены. В Википедии же страницы образуют беспристрастную кучу. Пропустил линк, не узнал про ферромагнетизм — ок, не очень-то и хотелось.

Первая в мире веб-страница появилась в 1990 году. Она виделась автору как контейнер для гипертекста. Это даже не страница в известном смысле, это гипертектстовый документ по адресу, который отображается так, как ему говорит браузер.

Теперь всё по-другому. Гипертекст остался в Википедии, а множество сайтов стали веб-приложениями. В приложениях ссылки не нужны, потому что приложение — не текст.

Считаю, что не стоит думать, как бы не подчеркнуть ссылки, или как бы их подчеркнуть побледнее. Стоит подумать, как ссылки не использовать. Если у вас не новостной сайт и не энциклопедия, нечего ставить ссылки посреди предложения. Незачем ставить ссылки в навигации, если вы не каталог, сделайте кнопки.

Я верю, что энциклопедии, новостные сайты и каталоги тоже скоро перестанут быть гипертекстом. Будут приложения и кнопки, кнопки.

© http://camdesign.ru/blog/2011/07/08/1/http://camdesign.ru/blog/2011/11/16/1/

Александр ЗайцевАлександр Зайцев
Дизайнер в студии «Psyho»

Многие наши дизайнеры продолжают следовать популярной мантре «ссылки должны быть подчёркнуты», и подчёркивание становится результатом не осмысленных действий, а слепого автоматизма.

Но уже всё. Давайте смотреть правде в глаза: даже раньше, когда человек видел на сайте нечто заметно синее, у него появлялось вполне закономерное желание на это нечто навести и нажать. И фактором клика здесь был его интерес. Никто не возмущался: «Чё? Нажать на неподчёркнутую ссылку??? ». А сегодня все пользуются Фейсбуком, Твиттером, Вконтактом, Гмейлом и сайтом Apple, и, к счастью, не сходят с ума от тотального неподчёркивания; наоборот — синяя неподчёркнутая ссылка уже стала роднее и привычнее.

Я вижу только один интерфейсный недостаток в неподчёркнутых ссылках: когда их несколько рядом, они могут выглядеть, как одна — разобраться можно только по наведении или по клику. К счастью, в интернете по ту сторону Википедии такие случаи встречаются очень редко — ими можно пренебречь.

С точки зрения сочетания красоты и удобства, я руководствуюсь такими правилами:

  • чем больше ссылок на экране, тем разумнее отказаться от подчёркивания;
  • если ссылка подчёркнута, то по наведении она должна менять цвет;
  • нельзя убирать подчёркивание по наведении — получается уродливо;
  • все привыкли к синему цвету для ссылок в основном тексте;
  • подчёркивание неподчёркнутых ссылок по наведении обычно красивее, чем изменение цвета;
  • при наборном шрифте с засечками подчёркнутые ссылки выглядят красивее;
  • по наведении надо менять что-то одно, а не всё сразу;
  • контекст важнее, чем внешний вид: можно экспериментировать над цветами и внешним видом ссылок в заголовках и меню.

Я не призываю начать массовое убирание подчёркивания со всех сайтов — оно хорошо выглядит там, где много свободного места, а количество ссылок на мегапиксель не зашкаливает. Но внешний вид ссылок сильно влияет на красоту, если информационная насыщенность сайта высокая и ссылок много. Поэтому решение подчёркивать или не подчёркивать стоит принимать из эстетических соображений, не забывая, что человек на вашем сайте не должен заблудиться.

© http://nqst.net/blog/2012/05/23/1/

Дмитрий КопацкийДмитрий Копацкий
Арт-директор в студии «Psyho»

В интернете нет никаких жёстких правил по оформлению ссылок, есть только рекомендации. Поэтому среди многих веб-разработчиков развился ссылочный Культ карго: можно услышать, что раз Твиттер ссылки не подчёркивает, то и нам можно. Естественно, это не так. Так что главная мысль этого текста: по умолчанию, ссылки должны быть подчёркнутыми.

Давайте разберёмся, почему так. Сам язык HTML возник приблизительно в 1989—1991 годах. Почему для оформления было выбрано именно подчёркивание, мне достоверно не известно. Возможно, потому что подчёркивание хорошо заметно и его трудно спутать с другими приёмами оформления текста. Возможно, потому что в то время было ещё достаточно компьютеров с монохромными дисплеями, для которых подчёркивание — единственный способ выделить ссылку. В наше время это не актуально, поскольку все устройства для доступа в интернет имеют цветные экраны. Кроме того, людям с ослабленным зрением подчёркнутую ссылку увидеть проще, чем не подчёркнутую.

Ещё одним неоспоримым преимуществом подчёркивания является то, что если граничат две подчёркнутые ссылки, чётко видно, сколько именно ссылок, какие слова относятся к одной ссылке, а какие к другим. При выделении только цветом этого не видно.

Однако, HTML уже давно используют не только для разметки текстов, но и для создания интерфейсов, которые эти тексты окружают. Многие сайты сейчас являются ни чем иным, как программами, кторые выводят результаты своей работы в окно браузера. Тот же Твиттер это не размеченый текст, это интерфейс. А вот в интерфейсе ссылки совсем не обязательно должны быть подчёркнутыми.

Как правило, интерфейсные элементы, например, меню сайта, не меняют своего расположения, поэтому нет необходимости выделять их подчёркиванием. В случае интерфейса, подчёркивания могут ускорить адаптацию к интерфейсу, но замедлить скорость работы в будущем, создавая лишний шум и исключая возможность сделать интерфейс компактнее. Поэтому, дизайнер должен решить, что важнее: длительное обучение, но повышение эффективности в при будущих посещениях или максимально быстрое включение в пользование сервисом. Очевидно, что у почтового сервиса и у поисковика эти приоритеты совсем разные.

Тем не менее, повторюсь ещё раз: по умолчанию, ссылки в текстах должны быть подчёркнутыми. Остальные ссылки можно не подчёркивать, но только если понимаете, почему вы это делаете.

© http://designer.dp.ua/132872485

  • Alex Goluk

    Подчеркивание ссылок устарело. Теперь это уже нельзя считать стандартом. Еще подчеркивание — визуальный мусор.

    Сами ссылки могут быть любого цвета. Дальтоники используют специальный софт, поэтому с ними не проблема (изначально синий использовался из-за этого).

    Я написал пост на тему, в котором бонусом — две ссылки на еще два поста с убедительной аргументацией: http://alexgoluk.blogspot.com/2013/06/blog-post_22.html