Российский онлайн и офлайн ритейл: кто кого?

В настоящее время рынок онлайн ритейла в мире растет колоссальными темпами. В нашей стране эта цифра составляет порядка 30% в год, что по оценкам экспертов позволит приблизиться к 2016 году к суммарному обороту интернет-магазинов в 1 трлн рублей.

Наиболее популярными покупками россиян из онлайн–магазинов по всему миру стали электроника и бытовая техника, одежда, обувь, компьютеры и комплектующие, автозапчасти и мобильные телефоны.

ecom_img6

В рунете значительно увеличилось количество предложений по категориям Товары для дома, Стройматериалы, Оборудование, Подарки, снизилось число магазинов по продаже компьютерной техники, ноутбуков и цветов, в середине оказались Детские товары (число закрытых и открытых площадок примерно сравнялось). По данным аналитического бюллетеня INSALES 2015, наибольший рост оборота показали Товары для дома (+60%), Автозапчасти и Стройматериалы (+44%), Аксессуары и Подарки (по 41%).

По итогам прошлого года рынок лишился множества мелких игроков (не сумевших выстроить серьёзную бизнес-модель, завязанных на санкционные товары и слишком зависимых от скачков валютного курса), крупные магазины превратились в мультикатегорийные, а «середнячки» ожесточённо борются за кошелёк покупателя. Новые игроки появляются из числа поставщиков и оффлайн ритейла.

К примеру, в 2014 году несмотря на снижение маржинальности в e-commerce и рост продаж бюджетных гаджетов «Связной» стал онлайн-ритейлером на четверть. Доход интернет-магазина вырос на 36% и таким образом его доля в товарообороте достигла 23%. Залогом успеха в компании считают развитие омниканальных продаж: сделанные онлайн или по телефону заказы покупатели забирают из точек продаж или интернет-центров, в которых в свою очередь тоже есть электронные каталоги.

Бороться за сохранение прибыли в период экономического спада в компании планируют развитием инфраструктуры на базе существующих точек продаж, увеличив в них число онлайн каталогов, добавив новых пунктов самовывоза и расширив возможности доставки.

связной

«Ситилинк», который также входит в десятку успешных интернет-ритейлеров России, помимо электроники, в момент кризиса стал продавать электроинструменты, офисные и детские товары.

citycity

Даже платёжный сервис QIWI находится в поиске идей для выходя в сферу логистики и электронной торговли: компания готова запустить совместный бизнес, предоставив стартапам свою более чем 70-миллионнную аудиторию пользователей.

Продуктовые сети (которых спад покупательской способности россиян коснулся в наименьшей степени) также интересуются возможностями e-commerce. «Ашан» в онлайне торгует мебелью и аксессуарами, а «О`кей» даже решился на доставку продуктов в некоторых округах столицы. Не исключает возможности открытия интернет-магазина и их конкурент «Лента».

ok

Россия входит в десятку наиболее быстро развивающихся стран в сфере онлайн торговли. Возможности роста в сфере e-commerce колоссальны, необходимо лишь преодолеть несколько серьёзных сдерживающих факторов: превалирование платежей наличными, плохую логистику и отсутствие должного качества у местных поставщиков услуг.

Как скоро, на ваш взгляд, этого удастся добиться? Дигибу ждёт вашего мнения в комментариях.

Мария Саксонова фото Мария Саксонова