Светлана Казновская, владелица кондитерской «Кусочек счастья»

Дигибу изучает блоги специалистов и выбирает в них то, что нельзя пропускать, — ценные мысли, к которым авторы блогов пришли, анализируя свою профессиональную деятельность.

Светлана Казновская

Светлана Казновская

Блог http://iozhichka.livejournal.com

О настоящих специалистах своего дела

Настоящие спецы очень-очень высоко ценятся на рынке. Их передают из рук в руки, переманивают от конкурентов. И, что самое приятное, платят им тоже очень-очень хорошо. И только от самого спеца зависит, какую планку дохода он себе поставит в голове (ну эта проблема и у бизнесменов есть). 

И, получается, что у человека есть офигительный вариант зарабатывать больше. Можно стать спецом в том, что тебе интересно. Тут тебе и кайф от того, что делаешь, и доходы очень достойные, и респект и уважуха от общества. 

И я не понимаю, почему об этом не рассказывают так, как рассказывают о малом бизнесе. Почему не рассказывают ребятам молодым, что сапожником быть круто! Кожа так пахнет, такая на ощупь, а ботинки когда сам сделаешь, и они такие-такие! И ты это сам, своими руками, и тебе кайф! Или вот кондитер, да? Такая работа замечательная! Делаешь вкуснющие вещи, придумываешь ещё более вкуснющие, тебя все любят, ты ванилькой пахнешь.

Вот серьёзно, лучше бы устраивали встречи для молодёжи с профессионалами в своём деле. Причем желательно с теми, кто ещё и рассказывать умеет. И пусть бы брали эти спецы себе учеников из тех, кого заинтересовал его рассказ, кто почувствовал, что вот оно, я хочу попробовать! 

О сотрудниках

Сделать себе самозанятость очень несложно. И быть самозанятой тоже легко. Всё в твоих руках, ты всё контролируешь. Но как только у тебя появляется первый помощник, первый работник, всё резко усложняется. И ты уже отвечаешь и за себя, и за того парня. И уже и от этого парня зависит, что выйдет из ваших рук. А когда парней не один, а когда их даже не два-три?

О! Это тяжело, очень тяжело! Потому что тебе мало того, что надо следить, чтобы помощники не косячили, так ещё надо и с каждым из них налаживать личные отношения, налаживать отношения между ними всеми, ну и налаживать командную работу, потому как отношения отношениями, но мы ж не только дружить тут все пришли.

Это офигительно сложно — работать так тесно в команде, где от каждого звена зависит всё. Ну буквально. Если накосячит хоть кто-то, весь заказ насмарку. Если будет великолепный торт, но при доставке курьер нагрубит, то всё, всё испорчено. Или если администратор на телефоне и при приёме заказа вежлив и предупредителен, торт красив, курьер улыбается и желает приятного аппетита, но с тортам накосячил кондитер и он невкусный... в общем всё зависит от каждого и каждый отвечает за результат. 

О скидках

  1. То, что звучит как скидка в 10% для вас в реальности будет совсем не 10%. Пример: вы делаете офигительно красивые бусики, себестоимость которых 100 руб. Продаете их по 130 руб. То есть ваша прибыль 30% (а обычно чистая прибыль меньше). Сделав скидку в 10%, и продав их за 117 руб. Ваша прибыль снизится до 17%, почти в 2 раза. Моя щедрость, если честно, не настолько велика.
  2. Как только вы дали скидку, вы сделали признание — да, я вас обманывал раньше, я готов работать за меньшие деньги. А вы как лохи мне платили больше.
  3. Как только вы дали скидку вы сделали ещё одно признание — моя работа хуже, чем про неё думают, она дешёвая, и я легко признаю это. Вы обесцениваете свой труд.

По собственному опыту могу сказать, что в большинстве случаев те, кто настойчиво просил скидку и получал её, потом доставят вам множество «приятных минут». Их не устроит очень-очень многое, и вы ещё будете доказывать, что ваша работа стоила и тех смешных денег, которые за неё заплатили. Вы же уже дали понять, что сами не цените свою работу, с чего бы им её ценить?

Если уж даёте скидку, то она должна иметь чёткое и логическое объяснение: распродажа старой коллекции, например. Или за объём. А вот скидка в честь 8 Марта — это уже из признаний пунктов 2 и 3. 

Об отношении к заработной плате с точки зрения сотрудника и работодателя

Когда я работала на других, вообще особо не понимала, откуда берётся моя зарплата. Ну то есть у меня не было связки прибыль предприятия — моя зарплата. Мне платили потому, что моя работа вот столько стоит на рынке труда. Мысли о том, что моя работа способствует получения прибыли, и без вот этой прибыли я тут вообще не нужна, не посещали мою наивную голову. И о том, что если мы тут все будем плохо работать и требовать зарплату за сидения в ЖЖ, владелец, не получая прибыли с этой фирмы, закроет её вообще. 

Сейчас я пытаюсь донести это до моих сотрудников, но у них там «блок», похоже. Что-то типа того, что работодатель он как строгий родитель. Поорёт, поругает, но потом всё сам разрулит, премию даст и будет фирма работать вечно при любых раскладах. Волшебник такой, достающий деньги на приятные шняшки сотрудникам из волшебных же глубоких штанин.

Ну и ещё было такое глубокое ощущение, которое вслух не высказывалось, но организм-то знал! Что вообще вот все эти фирмы вокруг они существуют для того, чтобы платить мне за мою работу. А я уже потом пойду потрачу эти деньги на нужное мне, и так экономика крутится и будет. 

С возрастом я несколько поумнела и кое-что стала понимать по-другому. Но сдается мне, что подавляющее большинство людей так и живут в наивных мыслях о своей работе. 

Об обязательности ответов на письма

Честно скажу — я практически никогда не отвечаю на письма от людей мне незнакомых. То есть, когда мне пишут, что мы поставщики орехов или мёда, может вам надо? — я не отвечаю. Только если мне реально сейчас прям это надо, а это редкость.

Даже не пишу «Спасибо за ваше предложение, обратимся, если припрёт».

Знаете почему? Потому что мне тут же ответят: «А вот у нас ещё вот это есть, специально для вас и только сейчас по эксклюзивным ценам». Я отвечу: «И снова не надо», а они напишут: «А вот это вы заметили в нашей прайсе? А вот это? А давайте я к вам приеду и всё сам покажу! ».

Безумная потеря времени на эти переписки. 

О том, как начать свой тортовый бизнес

Вам сейчас нужно метров 50 на производственное помещение. Самое простое и дешёвое — снять квартиру на первом этаже в простом жилом доме.

Ставите пару печек, миксер на 20-30 литров и миксер на 5 литров. Всё, можно работать.

Или можете снять производственное помещение где-то на пищевом производстве. У нас, например, сдают постоянно цеха. Тоже недорого. 

По поводу СЭС. Вы никогда не сможете во всех стандартах соответствовать требованиям СЭС, смиритесь и примите, как данность. Но это не страшно, потому как СЭС мы обычно не интересуем. Сертифицировать производство и продукцию нам теперь не надо, смысла нами заниматься особо нет. Если пришли — любить и жаловать. Они тоже люди и всё понимают. 

Налоговая. Регистрируете ООО (не ИП) и платите минимальные налоги по УСН. Проверьте, не попадает ли ваша деятельность в вашем регионе под ЕНВД, если попадает, вы везунчики. Вам даже кассы тогда не надо. Налоговая не будет проверять вас 3 года, у них такие правила. Через 2,5 года заведете новое ООО, и т. д. Сотрудники. Берёте минимально нужное количество. Потом добираете по мере надобностей. Не берите сразу большой коллектив, всем зарплату платить нужно. Первый год приготовьтесь большинство работы делать сами. И учить. С сотрудниками не дружить и дружную семью не устраивать. Наплачетесь потом. Вы — работодатели, они — работники. Они работают, вы им платите. Всё!

Где брать заказы. Интернет, сарафанное радио. Можете организовать пункт приёма заказов с возможностью продегустировать начинки где-то в большом торговом центре, например. Но это тоже деньги, учтите. Даже если закуток в 5 метров снимите. 

Реклама: Интернет во всех видах (дёшево и эффективно), работа с клиентами, которые уже пришли, чтобы вели за собой других. То есть банально хорошо работать и быть клиентоориентированными, решать в первую очередь их проблемы, а не свои. Поверьте, этого достаточно. В последний год мы только за счёт этого наращивали базу клиентов. Некогда было применять никаких специальных маркетинговых приёмов, да и лень моя всегда берёт верх.