Гайдар Магдануров, директор по инвестициям в венчурном фонде «Runa Capital», советник CEO компании «Acronis»

Дигибу изучает блоги специалистов и выбирает в них то, что нельзя пропускать, — ценные мысли, к которым авторы блогов пришли, анализируя свою профессиональную деятельность.

Гайдар Магдануров

Гайдар Магдануров

Блог http://radiag.ru

О главной проблеме современных руководителей — коммуникации

Отсутствие устойчивой коммуникации с сотрудниками о планах и изменениях в планах приводит к тому, что сотрудники либо перестают что-либо делать, либо начинают заниматься чем-то не ведущим к желаемому результату для компании. Если ситуация усугубляется, сотрудники начинают терять инициативность, пытаются максимально далеко «отползти» от любой ответственности. Картина мира для сотрудников становится непонятной, включается защитная реакция против любой дополнительной деятельности, поскольку становится неочевидной возможная загрузка по проектам. В конечном итоге коллектив может перейти в режим крайне неэффективной работы – любые действия затягиваются, постоянно переходит передача ответственности, время уходит на поиск виноватого, а не решения проблемы.

Однако ещё более распространенной проблемой, ведущей к непредсказуемым последствиям, является отсутствие чёткого объяснения необходимости поставленной задачи и её влияния на задачи компании. Сотрудники могут какое-то время выполнять работу, полагаясь на авторитет руководителя, однако со временем даже у самых лояльных сотрудников возникают вопросы, подрывающие их мотивацию. В случае, если сотрудник не согласен с поставленной задачей или не понимает её целесообразности, и его не убеждают и не дают ему пояснений – он может задачу не выполнять, выполнять плохо, или даже саботировать работу других сотрудников. Зачастую, делая это непроизвольно, даже не придавая этому значения. Когда же развивается хроническое недопонимание задач, сотрудники могут начинать открыто ставить под сомнение способности руководителя, подрывая моральный дух коллектива.

Таким образом, недостаток общения между руководством и сотрудниками приводит к тяжелым последствиям для компании, не всегда очевидным до наступления критических ситуаций. Поэтому общению крайне важно уделять время – осознавая необходимость коммуникации как способа избежать серьезных проблем.

О научном методе развития стартапа

Подход очень простой и состоит из последовательности понятных действий:

  1. Постановка проблемы. Например, определить основную аудиторию проекта.
  2. Выдвижение гипотезы. Например, исходя из различных данных, похоже, что основная аудитория – молодые люди в возрасте 20-25 лет.
  3. Проверка предположения. Например, закупается реклама на Facebook и ВКонакте, и аудитории разного возраста предоставляются разные «посадочные страницы».
  4. Анализ результатов. Например, оказывается, что для аудитории 20-25 лет конверсия в пользователей действительно самая высокая, при этом выясняется, что конверсия в платных пользователей большая для Facebook и практически никакая для ВКонтакте. Значит возникают новые вопросы, новые проблемы и гипотезы, требующие проверки.

В естественных науках проверка предположения заключается в проведении эксперимента. Проведение эксперимента требует подготовки, сбора информации, анализа результатов исследований других ученых, штудирование статей и книг. В деятельности предпринимателя всё выглядит точно так же.

При проведении экспериментов важно защититься от ловушек, которые заложены в устройство человеческого мозга. Понимая эти ловушки, важно критически оценивать процесс подготовки, проведения и анализа эксперимента. Самые распространенные ловушки:

  • Исследователи имеют свойство подгонять факты под выдвинутую теорию – необъективно интерпретируя результаты, отбрасывая факты, не подтверждающие теорию, и включая факты, подтверждающие.
  • Зачастую сомнению не подвергаются «общеизвестные» факты или факты из категории «одна бабка сказала» — не имеющие определенного источника и не проверенные другими источниками и экспериментами.
  • Исследователи неверно интерпретируют результаты исследования, потому как неверно понимают причинно-следственную связь событий.
  • Для определения тренда или определенного паттерна, необходимо достаточное количество данных.
  • Люди имеют свойство делать поспешные выводы и видеть паттерны в случайных наборах данных. Важно проверять теории, на основании новых данных. Используя те данные, в которых удалось увидеть определенный паттерн, можно рисковать сделать неверный вывод – подтверждая гипотезу её же источником.

О чём стоит подумать основателям стартапа в самом начале своих отношений

Что важно обсудить как можно раньше:

  1. Доли партнёров и условия получения долей. Размер доли, время и этапность вестинга (постепенное выделение долей), условия выхода из проекта, в том числе досрочного, условия выкупа и продажи долей. Имеет смысл обсудить и основания для получения доли, чтобы не возникло споров в дальнейшем – кто и какой вклад внес и насколько он соответствовал предварительным договоренностям.
  2. Время, уделяемое партнёрами проекту. Кто-то может работать полный день, кто-то в свободное от работы время, кто-то участвует только на старте – важно, чтобы с самого начала партнёры понимали, что требуется от каждого участника, что в ходит в зону ответственности того или иного человека.
  3. Первоначальные вклады. Кто из партнёров участвует деньгами, кто собственностью, кто наработками, кто базой клиентов, а кто своей чистой энергией. Это важно проговорить, чтобы в будущем не оказаться в ситуации, что партнёр не вносит ожидаемого вклада.

Также, возможно, имеет смысл обсудить и будущее проекта:

  • Что будет происходить, если партнёр будет вкладывать дополнительные ресурсы – деньги, собственность, привлекать своих родственников и друзей к работе над проектом.
  • Каковы правила привлечения «внешних» людей в проект. Например, на каких условиях будет привлекаться девушка одного из основателей к написанию текстов на сайт, а брат основательницы к разработке креативной маркетинговой концепции.
  • Как будут приниматься решения о найме дополнительных людей и мотивации этих людей – долями, опционами, зарплатой, должностями.

О хорошем маркетинге

Хорошие маркетологи знают, как продать товар. Очень хорошие — знают, как выстраивать отношения с клиентом. Лучшие — как выстраивать долгосрочные и взаимовыгодные отношения с клиентом.

Продать товар относительно просто — можно устроить акцию с раздачей купонов и скидок, можно организовать кампанию «пригласи друга», провести розыгрыш призов и подарков среди покупателей, можно просто предлагать хороший товар который хочется купить.

Однако, стоит задаться вопросом, какие чувства испытывает клиент после покупки товара. Не в момент охватившего его покупательского ража, когда он готов сметать с полок всё, обналичивая купоны и бонусы, и, не разбирая дороги, носиться между полками магазина или страницами онлайн витрины.

Долгосрочные отношения возникают тогда, когда клиент остается доволен покупкой и после окончания кампании. Не расстраивается, что его мега-привилегированная скидка вовсе и не такая привилегия, не переживать по поводу того, что купив по специальному предложению товар, клиент получил что-то устаревшее, а на следующий день есть что-то лучше, да еще и не дороже.

Об эволюции-деградации

Люди разучились слушать, поэтому нужно находить способы донести информацию, повторяя многократно одно и то же, подбирая слова и образы.

Люди разучились читать, поэтому писать нужно, повторяя и выделяя основную мысль, привлекая внимание графикой и оформлением к основной мысли, и повторять, и повторять…

Люди разучились думать, поэтому им нужны готовые решения, приказы и команды. Любая задача, требующая размышлений, решается самым простым и быстрым способом, обычно не верным. Поэтому нужно думать за них, ожидая ошибки на каждом этапе.

Люди разучились учиться, поэтому обучение нужно превратить в незаметную для человека игру.

О том, насколько интерес к работе влияет на результат

Стоит прийти на встречу и быть полностью вовлечённым в неё, как встречу можно сократить с часа до получаса. Стоит не отвлекаясь заниматься определённой задачей, как она окажется выполненной лучше и быстрее, чем планировалось. Стоит уделить время выстраиванию отношений и действительно интересоваться людьми, с которыми доводится взаимодействовать, как пропадают личные проблемы.

Выбирая «делать что-то кое-как», мы зачастую бесполезно тратим время. Мало того, что работа оказывается выполненной кое-как, так ещё и времени на неё потрачено больше, чем можно было бы потратить, делая её хорошо.

Вам не нравится то, что вы делаете и результат вашей работы никому не важен? Бросьте это и сделайте что-то полезное.