Чего боится и на что надеется онлайн-бизнес?

В минувшем году у российского e-commerce реализовалось сразу несколько негативных сценариев. Узнаем, есть ли у онлайн-торговли в нынешние непростые времена надежда на лучшее и в чем эксперты видят позитивные моменты кризиса?

онлайн бизнес превью

Аналитики компании eMarketer утверждают, что продажи на онлайн-рынке в период между 2015 и 2019 годами увеличатся более чем в два раза и к концу этого срока будут охватывать более 12% всех продаж в мире.

В нашей стране e-commerce показал самый медленный рост за последние 5 лет. Рынок интернет-торговли вырос всего на 3% c учётом инфляции (без поправки – на 16%) до 650 млрд рублей. В отчёте Data Insight отмечено, что ещё в 2014-м рост составлял около 8%.

Девальвация рубля особенно сильно сказалась на интернет-торговле, поскольку большинство товаров поступает из-за рубежа. Если в 2014 году россияне предпочитали по «старым» ценам закупаться вещами длительного пользования, то в 2015-м акцент сместился на товары повседневного спроса.

Жители нашей страны стали реже заказывать через интернет электронику и бытовую технику. Выросли онлайн-продажи спортивных, детских и товаров для домашних питомцев. Вкусы в выборе одежды тоже изменились: большей популярность стали пользоваться вещи не премиального сегмента, но достойного качества и с максимальной скидкой.

В 2015 году каждый шестой житель России приобрел себе телефон – это стало не только самой популярной, но и незапланированной покупкой.

По данным ВЦИОМ, несмотря на колебания валютного курса, стоимость гаджетов в реальном измерении становится ниже, а вот обслуживать и ремонтировать старые модели всё накладнее.

В целом покупатели стали аккуратнее обращаться с деньгами, и доля импульсивных покупок становится всё ниже.

  • 67% опрошенных порталом Аport.ru онлайн-ритейлеров уверены, что главной причиной сокращения продаж стали снижение покупательской способности россиян и неясные перспективы экономики.
  • Чуть меньше (61%) винят постоянно меняющийся курс валют. Единственным способом сохранить клиентов становится обращение к продукции би-брендов, предлагающих сопоставимое качество без наценки за раскрученное имя.

онлайн бизнес 2

  • Около трети опрошенных сетуют на отсутствие господдержки отечественных продавцов и производителей и захват рынка гигантами вроде китайского Aliexpress.

Всего за год доля заказов в зарубежных интернет-магазинах выросла с 24% до 34%. В китайских интернет-маркетах россияне стали оставлять на 10-15% больше, в долларовом эквиваленте средний чек уменьшился примерно на 25% (в целом по рынку – на 30%).

Порядка 25% российских онлайн-ритейлеров назвали 2015 год убыточным, 43% отметили положительную динамику, треть определило своё положение как стабильное.

Хуже всего кризис переживают мелкие региональные интернет-магазины, небольшим компаниям зачастую приходится уходить с рынка.

Каковы же возможности для роста онлайн-торговли? Это нацеленность на нужды клиента, но речь идет не только о ценовой политике. Покупки должны быть удобными: клиент непременно оценит адаптивный сайт со стильным дизайном, развитый маркетинг и индивидуальный подход.

Делитесь своим мнением с «Дигибу» относительно будущего онлайн-ритейла в нашей стране! Каковы преимущества русских товаров по сравнению с дешёвыми китайскими? Ответ пишите в комментариях!

Мария Саксонова фото Мария Саксонова